Я уже давно заметил один интересный факт: если о каком-либо аниме существует огромное количество как крайне положительных, так и крайне отрицательных отзывов, и каждая сторона приводит множество весомых аргументов в поддержку своей позиции, то аниме однозначно стоит посмотреть. Хотя бы для того, чтобы составить свою, независимую точку зрения. Аниме, про которое я расскажу в текущем обзоре, как раз входит в число неоднозначных тайтлов, всколыхнувших общественность. И дело тут даже не в вызывающей тематике (терроризм — тема крайне щепетильная), а в том, что в аниме действительно есть ярко выраженные сильные и слабые стороны. Пришла пора и мне высказать свою точку зрения про Zankyou no Terror («Эхо террора», «Резонанс ужаса», «Terror in Resonance»).
Краткие сведения
Zankyou no Terror — психологическое аниме, выпущенное летом 2014 года студией MAPPA (ранее выпустила известное музыкальное аниме Sakamichi no Apollon). Впервые транслировалось на телеканале Fuji Television в рамках хорошо известного блока Noitamina. Аниме состоит из одиннадцати эпизодов. Одной из отличительных особенностей «Эхо террора» является то, что аниме было создано на основе оригинального сценария, а режиссером выступил Шиничиро Ватанабэ (Shinichiro Watanabe), известный за Samurai Champloo и Cowboy Bebop.
Жизнь общества — сложная штука. Пока большинство живет обычной жизнью, где-то совсем рядом совершаются преступления, создаются заговоры и проводятся жестокие исследования. «Это меня не касается, мне все равно». Однако не все могут принять действительность такой, какая она есть. Два таинственных парня со странными именами — Найн (Nine, девятый) и Твэлв (Twelve, двенадцатый), называющие себя Сфинксами, не могут молчать, когда вокруг происходит беспредел. Они привлекают внимание общественности при помощи предотвращаемых терактов. Это игра: Сфинксы загадывают загадку, разрешив которую полиция узнает расположение бомбы. Не успели — бабах, и часть города превратилась в руины. Успели — и спасли невинных людей. Жестокая шахматная партия, ценой в которой являются человеческие жизни. И лишь умный сможет выйти победителем.
Персонажи
Начнем с главных героев — Найн (Nine, девятый) и Твэлв (Twelve, двенадцатый). Впечатление они оставляют положительное. Герои грамотно дополняют друг друга — холодный, умный и рассудительный Найн и горячий, открытый и безумный Твэлв. Задумка беспроигрышна: если вам не понравится один, то, скорее всего, понравится другой. Первоначально их мотивы неясны, поэтому большинство людей встанут на сторону детектива, однако чем дальше, тем неоднозначнее и запутаннее становится ситуация. Уверен, что ближе к концовке вы кардинальным образом поменяете свое мнение про Найн и Твэлв, потому что историю для них придумали по-настоящему красивую.
Наиболее продуманным персонажем в Zankyou no Terror оказался детектив Шибазаки — главный противник Найна и Твэлва, первым разгадывающий их загадки и лучше всех понимающий мотивы новоиспеченных террористов. Благодаря детективу первые серии аниме смотрятся на одном дыхании, и атмосферой похожи на сражение гениальных умов Ягами Лайта и L из Death Note. Сфинксы задают интересные загадки, которые детектив Шибазаки не менее интересно раскрывает. К сожалению, на противостоянии Шибазаки и Найна с Твэлвом построена лишь первая половина сериала, дальше акцент смещается на прошлое главных героев и их взаимоотношения с Файв (Five, пятая).
Здесь снова прослеживается параллель между Death Note и Zankyou no Terror. Я долго раздумывал, почему вторая часть сериала мне понравилась меньше, чем первая. Однако разгадка лежит на поверхности: главной виновницей этому является откуда ни возьмись появившаяся на первых ролях новая героиня — Файв (Five, пятая). Если сражение Сфинксов с детективом Шибазаки напоминает битву Ягами Лайта с L, то сражение Сфинксов с Файв больше напоминает сражение Ягами Лайта с наследниками L. Думаю, очевидно, за чем наблюдать приятнее. Появление Файв никак логически не объясняется, мотивы её действий туманны, а характер тем более не вызывает теплых чувств. Поэтому смещение внимания с Шибазаки на Файв отрицательно сказывается на вовлеченности зрителя, ведь сопереживать Файв лично мне не хотелось абсолютно.
Теперь пару слов про главную героиню — Лизу Мишима (Lisa Mishima). Я так и не понял, для каких целей её ввели в сериал. Какой смысл создавать абсолютно бесполезного персонажа, который почти не участвует в развитии сюжета и не служит для донесения какой-либо идеи? Возможно, при помощи Лизы сценаристы хотели добавить в повествование элементы юмора и легкости, однако ни того, ни другого достичь так и не удалось. Единственное, что Лиза делает идеально, так это демонстрирует свою беспомощность и бесполезность: оказывается в ненужном месте в ненужное время, попадает в опасные ситуации, подставляет своих друзей, даже готовить толком не умеет. Добавлять миленькую главную героиню для галочки было излишеством, без которого вполне можно было обойтись.
У всех персонажей (кроме, пожалуй, детектива Шибазаки) есть один недостаток — они практически не развиваются. Всё, что можно о них узнать, вы узнаете на протяжении первых двух серий. Все события, происходящие в дальнейшем, ровным счетом никак не влияют на характеры или мировоззрение персонажей. Найн как был холодным и отстраненным, так и остался. Твэлв как был жизнерадостным и немного безумным, так и остался. Лиза как была бесполезной, так и осталась. Лишь детектив превратился из ленивого и меланхоличного работника архива в энергичного слугу закона, готового на всё ради предотвращения терактов и жертв среди мирного населения. Такому герою хочется сопереживать, его хочется поддерживать и интересно наблюдать за ним.
Сюжет
Сюжет — это, безусловно, самая сильная сторона «Эхо террора», благодаря которой аниме достойно просмотра. Первоначально, скачав сериал и посмотрев на малое количество серий, я приуныл: «Что можно рассказать за столь сжатые сроки?» Однако, уже после просмотра первых серий все вопросы отпали сами собой, и любое желание критиковать пропало. События в аниме развиваются динамично, и не останавливаются ни на секунду. На экране постоянно происходит что-то неожиданное. Хочется отметить грамотное перераспределение баланса между экшн-сценами и диалогами, благодаря чему темп повествования по мере развития сюжета меняется, и даже у заскучавшего зрителя снова может проснуться интерес. Если первая часть сериала акцентируется на диалогах и загадках, то во второй части ставка делается на быстрое развитие действия и боевые сцены. Так что никто не останется разочарованным.
Приятно, сколько внимания уделяется мелочам. И это заключается не только в загадках Сфинксов, связанных с греческой мифологией. Меня больше впечатлило другое: не так уж часто можно увидеть, чтобы процесс взлома компьютерных сетей и безопасности описывался с использованием современных терминов. Я был крайне удивлен, когда услышал, что герои используют Tor для анонимного размещения видео, виртуальную валюту для покупки всего необходимого, и взламывают сети при помощи брутфорса (последовательного перебора паролей по словарю). Конечно, внимательный зритель найдет небольшие забавные ошибки (почему неверный пароль возвращает 404 статус?), однако мне всё равно было приятно увидеть, что сценаристы подошли к делу со всей возможной серьезностью.
Еще одной сильной чертой «Резонанса ужаса» является атмосферность. Это достигается за счет сразу нескольких факторов: реалистичной рисовки, напряженной музыки, и грамотному нагнетанию обстановки. Холодные глаза Найна, безумное поведение Твэлва, самодельные бомбы и взрывы — все это говорит о серьезности намерений героев. Не возникает ощущения, что всё понарошку: в происходящее на экране веришь, за героев переживаешь, и во всём хочется разобраться. Именно поэтому рука так и тянется на кнопку Play следующей серии — атмосфера Zankyou no Terror затягивает в свои сети, и уже не отпускает до конца.
Рисовка
С первых же кадров в глаза бросается плавная анимация и большое количество необычных ракурсов во время сцен действия, придающих картинке свежесть и динамичность. Жаль, что в Zankyou no Terror их не так уж и много, хотя глупо обвинять аниме, построенное на диалогах и психологии, в отсутствии постоянного экшна. В дизайне персонажей был использован реалистичный стиль рисовки, что является очередным плюсом. Фоны нарисованы простовато, однако деталями не обделены. Цветовая гамма использована приглушенно серая, что позволяет в полной мере передать атмосферу происходящего на экране. В общем, рисовка классная, каких-либо серьезных недостатков в ней нет.
Музыка
Музыка в Zankyou no Terror восхитительна. Предпочтение было отдано фортепианным и гитарным композициям, и это оказалось верным решением. Во-первых, при помощи классических инструментов очень легко задавать нужное настроение, а в психологическом жанре это наиболее актуально. Во-вторых, классическая музыка на фоне всегда звучит намного приятнее, чем электронная. Да, она дороже в производстве, однако результат, как правило, оправдывает потраченные средства. «Эхо террора» — отличный тому пример. Во время просмотра я иногда просто закрывал глаза и наслаждался звучанием. Касательно опенинга и эндинга могу лишь сказать, что они резко выделяются на фоне среднестатистических композиций, встречающихся в других аниме. Не могу сказать, что я в восторге, но для уха, уставшего от японской попсы, они звучат крайне приятно.
Оценки
Персонажи — 8.0. Неплохие главные герои. Бесполезная и временами раздражающая главная героиня. Слабое развитие персонажей.
Сюжет — 9.5. Сильнейшая сторона Zankyou no Terror — это его сюжет. Сюжет затягивает с первых же минут, и не отпускает до самой концовки. Можно найти в нем небольшие нелогичности, но они простительны.
Рисовка — 8.5. Отлично прорисованные персонажи и плавная анимация. Фоны слегка простоваты.
Музыка — 9.5. Использованы прекрасные гитарные и фортепианные композиции. Классный опенинг.
Атмосферность — 10.0. Очень атмосферное аниме, постоянно держащее в напряжении. Никогда не знаешь, что произойдет в следующую секудну.
Заключение
Zankyou no Terror — это одна из самых грамотных и хорошо построенных историй, что я встречал. Думаю, сильно повлиял тот факт, что для аниме был написан оригинальный сценарий, и он не является адаптацией манги или ранобэ. Начав просмотр, я уже не смог остановиться, и посмотрел все серии за один заход. Такое происходит ой как нечасто. Да, при желании можно придраться к некоторым нелогичностям или случайностям, можно обвинить аниме в малом количестве экшна и неразвивающихся персонажах, однако все эти минусы меркнут по сравнению с плюсами. Перед вами атмосферное психологическое аниме с интересными поднимаемыми проблемами, качественной рисовкой и замечательной музыкой. Даже если вы не являетесь фанатом психологического жанра, вам стоит дать Zankyou no Terror шанс. Не думаю, что вы пожалеете о потраченном времени.