Эх, нелегка жизнь владыки тьмы. А казалось бы, как хорошо все было: огромный замок, орда прислужников, даже собственная армия! Все трепещут от одного имени владыки тьмы Мао! Но в один прекрасный день людям надоело жить под гнетом захватчиков, и началось восстание такой силы, что владыке тьмы пришлось спешно уносить ноги через портал, ведущий в параллельный мир. По ту сторону — огромные дома, странно одетые люди(черт бы их побрал) и подозрительные повозки, перемещающиеся без лошадей! Денег нет, жилья нет, магия тут не действует, еще и внешность изменилась… Вот в таких вот нелегких условиях оказался главный герой аниме Hataraku Maou-sama! («Сатана на подработке», «The Devil is a Part-Timer!»).
Краткие сведения
Сатана на подработке — это тринадцатисерийное комедийное аниме, выпущенное в 2013 году студией White Fox, которая к тому времени уже успела отличиться производством Steins;Gate, а впоследствии — Akame ga Kill. В основе аниме лежит популярное ранобэ за авторством Сатоси Вагахары. Помимо этого, по мотивам ранобэ была нарисована манга, которая выпускается и по сей день. Честно говоря, я бы даже не обратил на «Сатану на подработке» внимание, если бы на ресурсе, где я смотрю аниме, это произведение не было на одном из первых мест по числу просмотров и популярности. Очень уж мне стало любопытно, в чем причина оживленности публики по отношению к аниме, от одного названия которого попахивает второсортностью.
Сюжет в общем-то прост: как я уже отметил во вступлении, владыка тьмы Мао заправлял в мире под названием Энта Исла. Была у него армия, которой управляли четыре генерала: Адрамелех, Люцифер, Альсиэль и Малакода. Под их руководством армия захватила весь континент. Но в рядах людей нашлись способные дать отпор, и возглавила их Герой Эмилия: отец её был обычным человеком, а мать была ангелом. Под руководством Эмилии человечество смогло остановить натиск темных сил, более того — люди смогли освободить свои земли и напасть на цитадель владыки тьмы. Владыка быстро понял, что он не сможет победить, поэтому спешно открыл портал в другое измерение и сбежал вместе со своим генералом Альсиэлем. И все это действо занимает лишь первые четыре минуты сериала :)
По ту сторону портала оказалась современная Япония (как неожиданно…). В этом мире магия почти не действует, все её остатки ушли на аренду маленькой комнатушки на шесть татами и разбирательства с полицией. А так как деньги на еду и оплату комнаты взять неоткуда, пришлось владыке тьмы, которого теперь зовут Мао Садао, устроиться работать в MqRonald (думаю, очевидно, к чему ведет отсылка). Вот так бывший владыка тьмы стал работником общепита. И всё бы хорошо, но герой Эмилия успела проскочить в межпространственный проход вслед за Мао…
Сюжет
При всей своей простоте, сюжет мне не показался скучным, и за тринадцать серий не успел надоесть. Более того, было желание включать серию за серией! Как только происходящее на экране притормаживает, в дело вступает новый персонаж, который еще на некоторое время оживляет атмосферу. Аниме успешно завершается в тот самый момент, когда начинает казаться, что сценарий выдыхается. На мой взгляд, ограничиться малым количеством серий было верным решением. Всё-таки на одной необычной и забавной идее (что владыка тьмы идет работать в общепит) далеко не уедешь.
Персонажи
Теперь пару слов про персонажей. У меня не сложилось однозначного впечатления. С одной стороны, Эмилия получилась очень милой и наделенной трагичной предысторией. Также неплохими получились образы Люцифера и Альсиэля. А вот насчет самого владыки тьмы Мао и его коллеги по работе Чихо я подобного сказать не могу. Владыка тьмы противоречит самому себе, и его мотивы мне непонятны. По какой причине он каждый раз остается в Японии, когда легко может вернуться на Энта Исла? Отговорки про отсутствие магической силы выглядят тупо. Также тупо выглядит его отношение к Чихо. А Чихо сделали типичной большегрудой лоли, т.е. был выбран самый заезженный и фансервисный типаж из всех возможных. Надоело.
Рисовка и музыка
Насчет рисовки и музыки многого сказать не могу. Все на уровне оценки «хорошо», но до «отлично» явно не дотягивает. После Steins;Gate от студии White Fox я ожидал большего. С другой стороны, в комедийном аниме и рисовка, и музыка не играет столь уж важное значение.
Юмор
Раз уж аниме комедийное, то нельзя не рассмотреть юмор. А вот он меня приятно удивил. Перед просмотром я ожидал увидеть нечто на уровне Гриффинов, так как концепция работы владыки тьмы в общепите показалась слишком уж прямолинейной. Однако создатели аниме не стали зацикливаться на одной шутке, и добавили большое количество пусть не искрометных, но смешных ситуаций. Больше всего я не люблю тупой юмор, но в случае «Сатаны на подработке» смогли обойтись без его использования. А раз комедийное аниме может рассмешить зрителя, значит оно успешно выполняет свою прямую обязанность. Один этот факт может послужить достаточной причиной для начала просмотра. Бонусом послужит большое количество отсылок к популярным брендам. Я особо не вглядывался, но заметил как минимум четыре.
Минутка размышлений
Кстати, несмотря на всю несуразность происходящего на экране, персонажи порой произносят на удивление мудрые вещи. К примеру, подруга Эмилии как-то сказала: «Стоит человеку пожелать, и он сам может стать ангелом или демоном». Да, возможно, что сценаристы и не думали никакого скрытого смысла вкладывать в эту фразу, но мне хочется верить, что это не так. У меня постоянно было ощущение, что аниме балансирует на грани с серьезностью, что еще чуть-чуть — и происходящее на экране резко изменится с легкого и смешного на напряженное и драматичное. А как еще можно интерпретировать сцены, где Эмилия говорит про то, что владыка тьмы убил её отца? Или когда Крестия Бэлл утверждает, что без жестокости невозможно добиться согласия в мире? Но сразу после подобных сцен атмосфера быстро разряжается, и на экране продолжается вакханалия из безумных шуток и неадекватности.
Также во время просмотра меня неоднократно посещала одна мысль: о том, что из «Сатаны на подработке» можно было бы сделать качественное, глубокое и драматичное аниме, если бы герои переместились в наш мир не в начале первого же эпизода, а в середине сезона. Ведь в Энта Исла Мао был действительно жесток, он массово уничтожал людей, сжигал города и деревни. Столько интересных историй его жертв можно было придумать. А в результате получилось, что даже Эмилия, настрадавшаяся от Владыки тьмы, в параллельном мире быстро его прощает. Акцент с битвы добра и зла сценаристы решили перенести на юмор и смешные ситуации, поэтому ни о какой напряженности речи идти не может. Хотя, конечно, это не вина сценаристов, со своей работой они справились хорошо. Но ведь задумка погони за злодеем в параллельном мире мне кажется неплохой, потенциал у подобной истории есть однозначно. Но что имеем, то имеем.
Оценки
Персонажи — 7.0. Скажем так: никаких откровений в персонажах вы не увидите. Мао и Чихо получились слабовато, Альсиэль, Люцифер и Эмилия вышли добротно. Особенно Эмилия. Порой возникало впечатление, что в аниме маловато действующих лиц.
Сюжет — 7.5. Он прост до безобразия, но при этом смотрится очень легко и не успевает надоесть. Вот если бы аниме длилось около двадцати эпизодов, все могло стать гораздо хуже.
Рисовка — 7.5. Аккуратная, но не более. Иногда видно, что лица персонажей нарисованы простовато. Хотя для комедийного аниме большего и не требуется.
Музыка — 7.0. Фоновой музыки написано много, но как-то она меня не зацепила. Опенинг и эндинг тоже не впечатлили, хотя они довольно милые.
Юмор — 8.0. Я ожидал худшего. Намного худшего. Но на деле в аниме есть много неглупых моментов, над которыми можно посмеяться.
Заключение
У меня порой возникает желание посмотреть что-то простое и смешное. «Сатана на подработке» успешно справляется с этой ролью: смысла в аниме по минимуму, однако есть большое количество забавных ситуаций и успешных шуток, над которыми я искренне посмеялся. Просто не надо ожидать от этого творения каких-либо откровений, и вы не будете разочарованы. Хороший вариант для того, чтобы скоротать пару долгих зимних вечеров.