Японцы любят обращаться к культурным явлениям других стран, а иногда даже берут их в качестве основы для своих произведений. В этом плане аниме-индустрия идет впереди планеты всей. То и дело появляются тайтлы, в которых значимую роль играет западная культура. За примерами далеко ходить не надо: возьмите викторианскую Англию в Kuroshitsuji, смешение японских и американских традиций в Samurai Champloo, немецкие мотивы в Shingeki no Kyojin или дичь вроде поющих Катюшу японских школьниц в танках из Girls und Panzer. Иногда обращение к традициям других культур может повысить популярность аниме в целевой стране. Однако бывает и обратный эффект: некоторые попытки использования незнакомой культуры без должного углубления превращаются в эксплуатацию стереотипов, что приводит к возникновению нелепостей, для знающих людей выглядящих дико и смешно. Поэтому, узнав, что тайтл, которому я посвящаю текущий обзор, был сделан на основе гангстерской тематики, отношение к нему у меня сразу сменилось на скептическое — как говорится, лучше недооценить хорошее и приятно удивиться, чем переоценить плохое и разочароваться. Итак, в данном обзоре я расскажу вам про 91 Days («91 день»).
Краткие сведения
91 Days — гангстерское аниме, выпущенное летом 2016 года студией Shuka, которая пока не может похвастаться обширной фильмографией. Состоит из двенадцати серий, в основе лежит оригинальный сценарий. Действия аниме разворачиваются в городке Lawless (Беззаконный) штата Иллинойс времен Сухого закона (начало XX века). Главный герой — молодой парень Анджело Лагуса (Angelo Lagusa), получает письмо, в котором написана информация об убийцах его семьи, коими оказались члены крупного мафиозного клана Ванетти, держащего город под своим контролем. Анджело решает вернуться в родной город и отомстить старым врагам, но сделать это будет ой как непросто. Для этого он внедряется в клан и шаг за шагом приступает к выполнению своего плана, основной движущей силой в котором выступает… алкоголь.
Персонажи
Персонажей в аниме много, что первоначально приводит к путанице. Я долгое время не мог запомнить, кто там кому угрожает, кто в каких отношениях находится, и кто какие цели преследует. Про имена вообще молчу — даже к концу сериала я с трудном мог вспомнить, о каком очередном Рональдо или Тигре идет речь и какую роль играют данные персонажи в сюжете. Конечно, можно было бы посетовать на плохую память, но дело в том, что обычно проблем с запоминанием персонажей я не испытываю. Просто в 91 days многие персонажи получились недостаточно значимыми и яркими. Вот честно — некоторые второстепенные герои появляются только лишь затем, чтобы сказать пару фраз, а затем исчезнуть в небытие. Почему бы вместо добавления новых персонажей не сконцентрироваться на раскрытии главных?
В результате мы имеем ситуацию, когда и главные герои не получили заслуженного внимания, и второстепенные персонажи раскрыться толком не успевают. Вам вроде бы и говорят, что Анджело собирается мстить за свою семью, но не показывают все те лишения, через которые ему пришлось пройти после смерти родителей. «Вот вам герой, он жил один на протяжении нескольких лет, а сейчас получил письмо от неизвестного отправителя и готов мстить». Так себе аргументация, вы не находите? В результате сопереживать герою не очень то и хочется. Если наличие большого количества второстепенных персонажей еще можно понять и простить — в конце концов, в динамичном аниме, где герои умирают направо и налево, это допустимо, — то поверхностность главного героя оправдать невозможно. А всё потому, что слишком уж быстро акцент с его прошлого смещается на мафиозную составляющую, что сыграло злую шутку с точки зрения раскрытия персонажа.
Но всё-таки парочку ярких персонажей отметить хочется: это Неро Ванетти (Nero Vanetti) и Фанго (Fango). Они как огонь и лед: холодный и расчетливый Неро, всегда принимающий размеренные решения и никогда не идущий на поводу у эмоций, и безумный Фанго, творящий беспредел и не задумывающийся о последствиях. На их примере вам наглядно демонстрируют два типичных пути развития: эволюция и революция. Неро укрепляет своё влияние шаг за шагом, не предпринимая необдуманных поступков. Фанго не признает авторитетов и безжалостно уничтожает врагов на своём пути. Два пути, ведущие к результату с разными последствиями. Лично мне было очень интересно наблюдать за продвижением данных персонажей на пути к своей цели. Фанго удался особенно хорошо — давненько я не встречал столь натуральных безумцев. Он чем-то напоминает Джокера в исполнении Хита Леджера, только слегка поглупее.
Сюжет
Оригинальный сценарий дает о себе знать. Сразу видна логичность в построении повествования, присущая оригинальным сценариям, написанным специально для аниме: ярко выраженная завязка, плавное развитие действия, шикарная кульминация и посредственная развязка. Серии примерно равны по насыщенности, и среди них нет откровенно проходных, а события в них логичны и не заставляют раз за разом хвататься за голову, поражаясь тупости героев. Кроме того, до самой последней серии в 91 Days поддерживается интрига, подогревающая интерес и заставляющая включать серию за серией. Ты никогда точно не знаешь, что в конкретный момент предпримет тот или иной персонаж, и когда ему суждено умереть. Так что с уверенностью могу сказать, что сюжет удался на славу, и он является основной причиной, по которой стоит смотреть 91 Days.
Когда смотришь психологическое или драматичное аниме, в котором есть ярко выраженный конфликт интересов, то, как правило, стараешься занять чью-либо сторону и поддерживать её. Самый яркий пример — Death Note, где зритель легко может встать как на сторону L, так и на сторону Ягами Лайта. Градус напряжения при просмотре возрастает в разы. Это все равно, что смотреть футбольный матч. Когда не болеешь ни за одну команду, то практически не испытываешь эмоций. Ну да, забили гол. Ну да, победили. Какая собственно разница? То ли дело, когда играет твоя любимая команда. Так вот, в отличие от перечисленных выше случаев, при просмотре 91 days трудно встать на какую-либо сторону. Главному герою не хочется сопереживать при совершении мести, потому что нам толком не дают прочувствовать всю ту боль и лишения, через которые ему пришлось пройти до получения письма. В мафиозных разборках тоже трудно выбрать клан, которому отдать предпочтение, потому что причину этих разборок и их конечную цель так толком и не показывают. Да, месть, да, интрига, но при должной подаче эмоции могли бы быть намного сильнее.
Вероятность того, что сценаристы не смогут в полной мере воссоздать атмосферу американского городка начала XX, раздираемого мафиозными разборками, была высока. Но, как ни странно, им это удалось. Конечно, не Крестный отец, но всё равно неплохо. Мафиозные семьи с колоритными персонажами — есть. Алкоголь, наркотики и сигареты — есть. Атмосферная музыка — есть. Изящная одежда, автомобили и оружие — есть. Непредсказуемые убийства и предательства — есть. Даже свадьба по расчету для заключения мира между семьями есть. Единственный реальный косяк, портящий впечатление от всего перечисленного великолепия — это концовка. Она разочаровывает. После шикарнейшей одиннадцатой серии ожидаешь увидеть сильное завершение, но вместо этого получаешь мыльную мелодраму. Черт возьми, это вам не ромком, а гангстерское аниме.
Рисовка
Качество изображения явно находится не на том уровне, на котором можно было бы соперничать с крупными студиями. С первых же кадров становится очевидным тот факт, что у Shuka не так уж много ресурсов и им приходится экономить. С одной стороны, им вполне удался дизайн персонажей, которые получились запоминающимися, да и внешность вполне отражает их характер. Крупные планы тоже неплохи. Но вот фоновые изображения… Картинки схожего уровня детализации и прорисовки я рисовал на уроках ИЗО в седьмом классе. В современных реалиях это непозволительно. Взгляните на скриншоты снизу. Никогда бы не подумал, что увижу подобное в 2016 году, когда технологии достигли того уровня, что бывает трудно отличить нарисованное изображение от фотографии.
Музыка
Музыкальное сопровождение выбрано удачно, и это касается как фоновой музыки, так и опенинга с эндингом. Опенинг Signal в исполнении TK from Ling Tosite Sigure, хорошо известного за исполнении опенингов к Psycho—Pass и Tokyo Ghoul, является квинтэссенцией всего сериала. Пожалуй, опенинг — это лучшее, что есть в 91 Days. Пусть я и не люблю надрывный вокал, но в данном случае он пришелся кстати. Эндинг Rain or Shine в исполнении ELISA не содержит слов, но отлично вписывается в атмосферу аниме. Ну и, конечно, стоит отметить фоновую музыку в лучших традициях гангстерских фильмов и сериалов, хотя количество и разнообразие мелодий могло бы быть и побольше. Как бы то ни было, композиторы со своей задачей справились.
Оценки
Персонажи — 7.5. В аниме есть пара-тройка запоминающихся персонажей, все остальные получились слабовато. Иногда бывает трудно отличить одного героя от другого.
Сюжет — 8.0. Годный сюжет с посредственной концовкой.
Музыка — 7.5. Классный опенинг, приятный эндинг. Подходящий набор фоновых композиций.
Рисовка — 5.0. Однозначно слабое место аниме, и в особенности это касается фоновых изображений. Крупные планы и дизайн персонажей в принципе неплохи.
Атмосферность — 8.0. Создателям аниме удалось передать атмосферу мафиозной жизни, где каждый готов умереть или предать в любой момент.
Заключение
91 Days приятно удивляет атмосферностью и насыщенностью сюжета. Качественные серьезные тайтлы в современном мире гаремников и комедий ценятся на вес золота, так что ознакомление с данным аниме вам точно не навредит. Динамичный сюжет, хорошие персонажи, превосходно воссозданная атмосфера мафиозной жизни и постоянная интрига — вот что вас ждет в 91 Days. Страшно даже подумать, насколько крутым могло бы быть данное аниме, будь оно создано крупной студией, у которой хватило бы денег на качественную рисовку. Я бы с удовольствием поставил оценку выше, если бы не рисовка и не концовка. Но, как бы то ни было, 91 Days все равно заслуживает внимания и положительных отзывов. Один из лучших тайтлов лета 2016 года. Всем добра, и смотрите только лучшее!