Знаете, я люблю время от времени смотреть романтические комедии. Не потому, что мне нравится жанр, и не потому, что в нем часто встречаются качественные тайтлы. Дело в том, что иногда мне надоедает смотреть психологическое или драматичное аниме, и хочется расслабиться за просмотром чего-нибудь легкого. И тут на помощь приходят ромкомы — трудно придумать что-то более расслабляющее и нехитрое. Однако среди романтических комедий совсем нечасто встречаются достойные экземпляры, и поэтому, видя хороший ромком, я непременно беру его на заметку, чтобы потом, в нужный момент, достать из широких штанин. На этот раз я расскажу про романтическую комедию, на которую возлагал большие надежды, которые, увы, не оправдались. Это будет обзор на аниме Golden Time («Золотое время»).
Краткие сведения
Golden Time — романтическая комедия, выпущенная студией J.C.Staff осенью 2013 года. Аниме состоит из двадцати четырех серий, в основе сценария лежит ранобэ за авторством японской писательницы Ююко Такэмии (Yuyuko Takemiya), которая, между прочим, является автором крайне популярной Toradora!. Так что не удивительно, что ожидания у меня были повышенными, ведь даже при всех своих недостатках Toradora! является одной из лучших романтических комедий, что я видел.
Простой парень Банри Тада (Banri Tada) исполнил свою давнюю мечту — закончил школу, поступил в университет, переехал в Токио, и наконец-то начал самостоятельную жизнь. Везунчик, что тут скажешь. Да вот незадача — в первый же день учебы он свернул не на ту улицу и опоздал на занятия. Слава богу, встретил другого студента-новичка — Мицуо Янагисаву (Mitsuo Yanagisawa), с которым быстро подружился. Не успели парни добраться до университета, как им пришлось стать свидетелями странной сцены: из подъехавшего такси вышла ошеломительной красоты девушка с букетом цветов. Подойдя к Мицуо, она нанесла ему несколько ударов, после чего поздравила с поступлением в университет и уехала. Весела жизнь студентов, что тут скажешь. Так состоялась первая встреча Банри, Мицуо, и преследующей его красавицы Коко Кага (Kouko Kaga).
Персонажи
Главного героя — Банри Тада (Banri Tada), можно приводить в качестве эталона обычного анимешного парня. Нет, ну серьезно — именно такого парня ты представляешь, когда тебя просят придумать нового персонажа для аниме про школьников/студентов. Внешность? Темные волосы средней длины, глаза стандартной расцветки, ничем не примечательное лицо, худощавое телосложение и повседневная одежда. Характер? Добродушный и спокойный; участвует в деятельности какого-нибудь клуба, в учебе не очень силен. Иногда (очень редко) принимает ответственные решения, потому что всем нам порой приходится их принимать — иначе герой получится не обычным, а замкнутым. Та-дам — главный герой для романтической комедии готов, прошу любить и жаловать. Таков Тада Банри — настолько обычный парень, что его внешность и характер почти идентичны героям десятков других аниме. Больше всего он похож на Сорату Канда из Sakurasou no Pet na Kanojo, тут даже жанры аниме совпадают.
Казалось бы, ничего особенного, но есть у Тады неподражаемая способность совершать тупости, совершенно не свойственные более-менее взрослому человеку, которые, в свою очередь, приводят к возникновению проблем на ровном месте. Ну какой адекватный человек, знающий безумно дотошный характер своей девушки, попрется ночью подрабатывать на вечеринку, не предупредив её, при этом оставив свой телефон в недосягаемости? В результате — скандал, слезы и искусственная драма. Какой адекватный человек будет убегать от своих друзей и девушки вместо того, чтобы поговорить с ними. В результате — непонимание, обиды и очередная искусственная драма, которую можно было избежать одним разговором. Я бы простил подобные глупости, если бы они не выступали в качестве главного двигателя сюжета. Но увы…
Главная героиня — Коко Кага (Kouko Kaga), оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, она яркая и нестандартная. С другой, Коко периодически совершает поступки, после которых симпатизировать ей больше не хочется. Казалось бы — милая девушка, которая хочет добиться расположения парня, должна вести себя максимально тактично (даже если она и знает этого парня с детства). Но Коко почему-то не считает нужным сдерживаться. Вместо этого она избивает объекта своей любви цветами, преследует его, достает постоянными звонками, а также ведет себя вызывающе по отношению к любой девушке, близко подходящей к объекту её любви. Что, впрочем, не мешает Коко спустя несколько минут раскаиваться в содеянном и строить из себя жертву, но только лишь затем, чтобы вскоре опять сотворить что-нибудь безрассудное. После встречи с Банри она начинает демонстрировать свои положительные стороны, но впечатление, оставляемое первыми сериями, никуда не исчезает. В общем, Коко — спорный персонаж: временами милый, временами неадекватный, но, по крайней мере, она получилась намного интереснее, чем Банри.
Помимо главных героев, в аниме присутствует несколько второстепенных персонажей. У меня возникло впечатление, что их добавили исключительно для того, чтобы они лезли в чужую личную жизнь, ведь большинство их разговоров крутится вокруг отношений Коко и Банри, в то время как их собственные характеры практически не развиваются. Это и новый лучший друг главного героя — Мицуо Янагисава (Mitsuo Yanagisawa), который и на экране то практически не появляется; и несчастная подруга детства — Нана Хаяшида (Nana Hayashida), она же Линда, роль которой вряд ли понимал даже сценарист, когда придумывал персонажа; и ботан/хороший парень Такая Сато (Takaya Satou), не умеющий ничего, кроме вождения машины; и, наконец, милая миниатюрная девушка Чинами Ока (Chinami Oka), судьба которой даже после финальной сцены кажется туманной. А ведь именно Чинами оказалась самой приятной героиней аниме, и именно за её успехи я переживал больше всего. Короче, печально все в Golden Time с персонажами, как ни крути, только Чинами милаха.
Сюжет
Случайности, случайности, случайности. Сколько же потенциально хороших сценариев они загубили! Кто-то скажет, что наличие случайно наступающих событий, лежащих в основе сюжета, для романтической комедии не столь критично, но я с этим не соглашусь. Как раз таки наоборот — в романтической комедии (в особенности там, где романтика с драмой довлеют над комедией) случайности могут сыграть очень плохую службу. Вместо того, чтобы сопереживать героям, ты сидишь и думаешь: «Когда же закончится этот фарс!» Временами я просто не мог поверить, что это мог написать тот же человек, что когда-то написал Toradora. Возникает ощущение, что вместо серьезного писателя сценарием занималась кучка подруг, собравшаяся в кафе за чашечкой кофе. А давайте у героя будет амнезия, но периодически он будет вспоминать детали прошлого и страдать! А еще пусть он, через много лет, поступит в тот же университет, что и объект его любви! А еще пусть героиня будет раз за разом заставать своего парня в неловких ситуациях, что будет приводить к скандалу! И, наконец, пусть героя преследует призрак прошлого, мечтающий захватить его тело. Всё! Идеальный сценарий готов, вперед к Оскару и всемирной славе…
А ведь все начиналось совсем неплохо. Завязка у аниме перспективная — по крайней мере тот факт, что действия разворачиваются в университете, а не в старшей школе. Примерно до шестой (даже до двенадцатой) серии, события развиваются интригующе. К примеру, в аниме есть прекрасный эпизод про религиозную секту. Серия, в которой есть и обоснованная завязка (приглашение сэмпаев), и постепенное развитие действия (герои понимают, в какую жопу они попали, и придумывают план спасения), и ярко выраженная кульминация (побег), и развязка, ведущая к важному диалогу между героями. На мой взгляд, это оптимальный вариант развития событий в романтической комедии, при котором: а). События выглядят обоснованно; б). Ты сопереживаешь героям, попавшим в беду; в). В результате отношения персонажей логично смещаются с мертвой точки. К сожалению, количество подобных эпизодов в Golden Time можно пересчитать по пальцам. В основном же сюжет движется за счет наступления случайных событий и воспоминаний, пробивающихся сквозь амнезию (отвратительно использованное клише). Во второй части сериала сценаристы вообще пошли во все тяжкие, и добавили банальные эпизоды про пляж, купальники с неизбежным фансервисом. Черт, да они даже ракурсы из этти-аниме позаимствовали, о чем тут можно разговаривать?
В общем, сюжет печалит своей непродуманностью. Хорошо смотрятся лишь первые серии. Мне понравилось, как показана студенческая жизнь первокурсника. Переезд в незнакомый город, первые шаги во взрослую жизнь, легкий трепет от похода в университет и знакомства с одногруппниками — все эти чувства переданы достоверно. Великолепно показана настойчивость сэмпаев, зазывающих новичков в свои кружки, и рассказывающих про тонкости студенческой жизни. Первые курсы университета — это действительно Golden Time, когда человек впервые окунается во взрослую жизнь, и начинает испытывать настоящую свободу. Лично мне первые годы студенчества запомнились исключительно в положительном свете (ну кроме сессий, черт бы их побрал), так что просмотр аниме вызвал чувство ностальгии, которое, увы, продержалось недолго, потому что, вскоре после начала, аниме скатывается в демонстрацию нелегких отношений Коко и Банри.
Рисовка
Впечатление от рисовки остается положительное. Приятная цветовая гамма, качественные крупные планы, неплохие фоны. Единственное, к чему можно придраться — дизайн персонажей. Про ничем не примечательную внешность Банри я уже говорил ранее. Коко вообще выглядит как подросшая Тайга из Toradora! Внешность остальных персонажей заурядна. Тем не менее, это практически не портит впечатление от просмотра. Не рисовка является главным недостатком Golden Time.
Музыка
Фоновая музыка получилась приятной: легкие фортепианные композиции для комедийных моментов, проникновенные фортепианные композиции для драматичных — практически беспроигрышный вариант. Но если прислушаться, становится заметным музыкальное однообразие. Даже самые прекрасные мелодии теряют свое великолепие, если они похожи друг на друга, и если постоянно их повторять на протяжении всего сериала. В случае с Golden Time однообразие стало заметной проблемой. Опенинг Golden Time в исполнении Yui Horie (озвучивала Коко), несмотря на простоту, с первого же прослушивания запоминается и остается в памяти. Легкий и мелодичный — оптимальный вариант для романтической комедии. Второй опенинг The World’s End в исполнении всё той же Yui Horie (она же исполнила и эндинги) впечатлил меня куда меньше. То же самое относится и к эндингам — если первый получился хорошо, то второй я всегда перематывал.
Оценки
Персонажи — 4.0. Унылый главный герой. Яркая, но неоднозначная главная героиня. Потенциал второстепенных персонажей использован отвратительно.
Сюжет — 4.0. Количество нелепых сюжетных поворотов зашкаливает. Идея в основе сюжета лежит спорная. Половину серий можно отбросить за ненадобностью, и сериал никак от этого бы не пострадал (скорее даже выиграл бы).
Рисовка — 8.0. Неплохая рисовка фонов и крупных планов, но дизайн персонажей мог бы быть оригинальнее.
Музыка — 7.0. Красивое музыкальное сопровождение, которое, к сожалению, ограничивается всего несколькими мелодиями, звучащими почти в каждой серии.
Романтика — 5.0. Пускай завязка достаточно оригинальна, в последствии события развиваются в соответствии с рядом случайностей и клише.
Юмор — 7.0. В Golden Time есть годные шутки, особенно во второй половине.
Заключение
Уф. Пусть я и понимаю, что у Golden Time найдутся свои фанаты, и что кому-то оно понравится, но желания хвалить данное аниме или оправдывать его недостатки у меня не возникает совершенно. Да, оно смотрибельно, ведь я даже досмотрел его до конца. Но на большее оно, к сожалению, не способно. Golden Time — как полое изнутри яйцо. Вроде бы смотришь издалека, и видишь нормальное яйцо, но стоит приглядеться, и понимаешь, что за тонкой скорлупой скрывается лишь пустота. Если вы просто хотите позалипать в экран, смеясь над редкими шутками или умиляясь отношениям главных героев, то скорлупы из неплохой комедии и посредственной романтики может оказаться достаточно, чтобы оправдать ваши ожидания. Однако, если вы даже в романтической комедии ожидаете увидеть какой-никакой заложенный смысл и интересный сюжет, то лучше обойти данное творение стороной. Лично я отношусь именно ко второй категории людей, и мне было тяжело заставлять себя раз за разом включать следующую серию.