Обзор на аниме Sen to Chihiro no Kamikakushi («Spirited Away», «Унесённые призраками»)

Тихиро (Chihiro)

Перед вами находится мой юбилейный, сотый обзор. Дабы не загрязнять его кучей пафосных фраз, чуть позже я напишу отдельную статью, в которой опишу свои ощущения, приведу немного статистики, и расскажу про планы на будущее. Но пока давайте отложим лирику в сторону. В качестве темы юбилейного обзора я выбрал одно из самых значимых аниме за всю историю. Значимых, потому что оно не только подняло японскую анимацию до ранее неизведанных высот, но и доказало, что производство аниме может быть выгодным. Это аниме полюбили зрители по всему миру: оно постоянно занимает высокие места в кинематографических рейтингах и топах. Итак, представляю вашему вниманию обзор на самое известное творение легендарного режиссера Хаяо Миядзаки — полнометражное аниме Sen to Chihiro no Kamikakushi («Spirited Away», «Унесённые призраками»).

Sen to Chihiro no Kamikakushi (Spirited Away, Унесённые призраками)

Краткие сведения

Spirited Away — это двухчасовой полнометражный фильм, самая удачная и известная работа студии Ghibli. В основе лежит оригинальный сценарий, написанный самим Хаяо Миядзаки, который, помимо прочего, выполнял обязанности режиссера. Впервые фильм был показан на широких экранах в далеком 2001 году, на Западе премьера состоялась годом позже. Аниме было чрезвычайно тепло принято критиками и удостоилось целого иконостаса наград, среди которых особняком стоит кинопремия Оскар за лучший анимационный фильм в 2003 году. Это первое (и на данный момент последнее) аниме, которое удостоилось высшей кинематографической награды, что уже говорит об уникальности этого шедевра японской анимации.

Тихиро (Chihiro)

Человеческое любопытство — опасная штука, которая может привести к непредсказуемым последствиям. Десятилетняя девочка Тихиро вместе с родителями при переезде в другой город свернули на заросшую лесную дорогу, и, пройдя через таинственный туннель, оказалась в мире, где нет места людям. Поев без спросу местной еды, отец и мать превратились в свиней, и Тихиро не оставалось ничего иного, как устроиться работать в местные купальни для духов. Одна в незнакомом мире, Тихиро должна найти способ спасти своих родителей и вернуться в нормальный мир. Нелегкая задача для десятилетней девочки, не так ли?

Папа свин

Интересные факты

Предлагаю начать с нескольких интересных фактов, связанных с «Унесенными призраками»:

  • Первоначально Хаяо Миядзаки создал сценарий, рассчитанный на три часа, однако у студии было недостаточно средств для создания столь длинного фильма в короткие сроки, и сценарий пришлось сократить, что далось режиссеру очень непросто.
  • Оригинальное название фильма переводится как «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро». Название Spirited Away, или «Унесённые призраками», было придумано западными прокатчиками.
  • Сцена купания Речного Божества, или, как его назвала Юбаба, Духа Помоек, основана на реальных событиях из жизни Хаяо Миядзаки. Это аллегория на тяжелую экологическую ситуацию в мире и загрязнение окружающей среды, в частности рек и озер. Миядзаки вообще ярый защитник природы. Однажды он участвовал в очистке реки недалеко от своего дома, и в процессе уборки со дна было поднято несчетное количество мусора и металлолома, в частности — старенький ржавый велосипед. В сцене купания рабочие вытаскивают из тела Речного Божества велосипед.

Подпитка печи

  • Маленькие существа, напоминающие золу и помогающие Дедушке Камадзи, зовутся сусуватари, что переводится как «странствующая сажа». Они любят японские конфеты компэйто. Подобные существа встречаются и в других творениях студии Ghibli, например — в Наш сосед Тоторо.
  • В аниме фигурирует множество богов и духов. Внешность некоторых из них Миядзаки придумал самостоятельно, а некоторых позаимствовал из синтоистской и буддийской мифологии.
  • Это первый фильм, достигший планки сборов в 200 млн. долларов еще до проката на территории США. В конечном счете, по всему миру аниме собрало свыше 274 млн. долларов, благодаря чему стало самым кассовым фильмом в японской истории.
  • Имя главной героини аниме — Тихиро, переводится как «Бездонная глубина». Не удивительно, учитывая, сколько разных мыслей попытался передать Миядзаки через маленькую девочку. Новое имя Тихиро, данное ей Юбабой — Сэн, что переводится как «Тысяча».

Колдунья Юбаба

Персонажи

Spirited Away — это красивая сказка. Сказка, предназначенная, в первую очередь, для детей. У Миядзаки было пять юных знакомых возрастом около десяти лет, и он неоднократно утверждал, что хотел создать фильм, который бы понравился им. Именно поэтому в роли главной героини аниме выступает десятилетняя девочка. Обычная десятилетняя девочка Тихиро — маленькая, капризная, неуклюжая, но очень упорная и бесстрашная. Развитие характера Тихиро является одним из главных лейтмотивов «Унесенных призраками». На её примере показывается столкновение молодого человека (ребенка) с незнакомым, взрослым миром, способным сломать неподготовленного. В таких условиях ты либо адаптируешься, либо умираешь.

Тихиро (Chihiro)

Тихиро выбрала первый вариант, ведь у нее была важная задача, которую кроме нее никто не смог бы выполнить: спасение родных и близких. Обратите внимание, как первоначально она боится спускаться по лестнице, и преодолевает каждую ступеньку с паническим страхом, а затем, когда потребовалось, бесстрашно побежала по ржавой трубе над пропастью. Или как она ленилась и постоянно звала родителей домой, а после этого упорно оттирала грязную ванну в купальнях. Тихиро не сломалась под гнетом ответственности, и к концу аниме стала совершенно другим человеком. Отличный персонаж, за развитием которого интересно наблюдать как с детской, так и со взрослой точки зрения.

Колдунья Юбаба

Другие главные герои, такие как Юбаба или Хаку, не менее интересны и многогранны. Юбаба — злая волшебница, хозяйка купален Абура-я, которая отнимает у своих работников имена, тем самым забирая их в рабство. Этот процесс взят из японской мифологии. По мнению японцев, некоторые духи могут красть людей, и один из самых простых способов сделать это — украсть человеческое имя. Подобная кража называется камикакуси, что переводится как «ками (бог) прячет». Забрав имя у Тихиро, Юбаба подчиняет её своей воле. Она является, пожалуй, единственным безоговорочным антагонистом аниме, которого можно было бы назвать злым. На образе другого главного героя — мальчика Хаку, влияние японской мифологии сказывается в еще большей степени. Японцы верят, что в каждом дереве, горе или реке живет божество (недаром в синтоизме насчитывается свыше шести миллионов богов). Дух Хаку жил в местной реке, пока её не засыпали (снова отсылка к экологии), после чего он отправился на учение к Юбабе.

Дедушка Камадзи

Разумеется, второстепенные персонажи получились ничуть не хуже главных героев, ведь через них тоже доносятся важные идеи, да и оригинальности им не занимать. Чего только стоит один гигантский малыш Бо, сын Юбабы. При помощи его образа нам демонстрируют, как чрезмерная опека со стороны родителей негативно сказывается на характере ребенка, и что порой необходимо давать детям чуть больше свободы. Попутешествовав вместе с Тихиро, Бо стал самостоятельным, менее капризным, и даже смог сам встать на ноги. Еще один интересный персонаж — дедушка Камадзи, работающий в купальнях, в образе которого Миядзаки ссылается на самого себя. Этакий добрый, незаметный старик, без которого, однако, купальни не смогли бы функционировать. У него несколько рук, что является отсылкой на разносторонность талантов Миядзаки, ведь он выполняет обязанности и режиссера, и сценариста, и раскадровщика.

Тихиро и безликий

Еще одной интересной чертой Spirited Away является то, что в аниме нет строгого разделения на добро и зло. Казалось бы, Тихиро находится на стороне добра, однако она ведет себя как капризная и избалованная девочка. Юбаба должна быть злом, однако у нее есть те, о ком она заботится. Но лучше всего неоднозначность добра и зла отражена в Безликом, он же Канаоси — черном духе без лица, которое ему заменяет маска. Аналогов подобному божеству в японской мифологии нет. Миядзаки утверждает, что он старался создать образ «Божества, у которого нет своего дома, и который постоянно находится в поисках нового лица». Поглощая живое существо, Канаоси перенимает его характер и привычки — аллегория на тему того, как окружающие люди оказывают на нас своё влияние. Выплюнув всех гадких и мелочных личностей, и избавившись от их влияния, Канаоси находит новый дом, и оказывается, что он скромный и безобидный призрак, который хотел найти друзей и спокойное пристанище.

В путешествие

Сюжет

Spirited Away не просто так считается шедевром японской анимации. Вся красота и гениальность «Унесенных призраками» заключается в том, что это аниме подойдет любому зрителю. Оно многоуровневое. Для детей и подростков оно выступает в роли красивой и доброй сказки про храбрую девочку, решившую вернуть своих родителей, и благодаря смелости находящую новых друзей. Более же требовательный зритель может насладиться глубиной и многообразием заложенных в аниме идей. В своих работах Миядзаки старается отображать окружающую действительность, в том числе проблемы Японии и всего мира. Так, в Spirited Away просматриваются мотивы, ссылающиеся на тяжелое положение Японии в 2001 году, когда страна переживала экономический кризис. Кроме того, затрагиваются проблемы экологии и загрязнения окружающей среды. Высмеиваются человеческие пороки, такие как глупость и жадность — к примеру, в сцене превращения родителей Тихиро в свиней, или в моменте появления в банях Безликого.

Далекий город

Есть одна интересная мысль, которую упоминает в своих интервью Хаяо Миядзаки, но которая, на мой взгляд, не получает должного внимания. Он говорит следующее: «В Японии религия – это скорее явление культуры, чем нечто, вербующее последователей. Религия, будь то буддизм или синтоизм, присутствует в стране везде, но не правит ею. Везде можно увидеть религиозные символы. В своих фильмах я использую их таким же образом. Они разбросаны среди декораций, но не выпирают на первый план». Знаете, я не хочу затрагивать вопросы религии и её места в жизни общества, но до чего же это правильная точка зрения! Религия должна обогащать культуру и служить подспорьем нуждающимся, а не использоваться для манипуляций людскими массами и сбора денег. Всё-таки японцы – мудрые люди, и нам во многих отношениях надо на них равняться.

Тихиро и сусуватари

При всем великолепии сюжета, я не могу не отметить, что сокращение длины фильма с трех часов до двух всё-таки дало о себе знать. Нет, я не говорю, что всё плохо, ведь рассказанная история по-настоящему логична и интересна, но иногда у меня возникало ощущение, что каких-то мелких деталей в отлаженном механизме повествования все-таки не хватает. Не хватает комментариев, объясняющих отдельные моменты (к примеру, что же за горький пирожок, снимающий все проклятья, подарили Тихиро). Не хватает диалогов, проясняющих отношения между персонажами и их происхождение (что это за птица-надсмотрщица). Не хватает пары-тройки сцен в купальнях, позволяющих показать побольше сотрудников купален и духов-посетителей. Уверен, что дополнительного часа с лихвой хватило бы, чтобы ответить на все интересующие зрителя вопросы. Так что лично я считаю, что сюжет мог быть чуточку, но лучше.

Дух помоек

Рисовка

2001 год. Вы только представьте — «Унесенные призраками» было нарисовано пятнадцать лет назад, но даже сегодня, в эпоху скачка производственных мощностей и художественных возможностей, рисовка в этом шедевре японской анимации кажется невероятной. Вы посмотрите на крупные планы, на которых видна каждая волосинка и морщинка! Посмотрите на дизайн персонажей, благодаря которому они запоминаются раз и навсегда! Посмотрите на проработанность фоновых изображений, на которых вы с каждым просмотром будете находить всё новые и новые детали! Взять хотя бы комнату Юбабы с разбросанными драгоценностями и подушками. Или цветы в поле, где каждый лепесток просматривается. Уверен, что через двадцать-тридцать лет рисовку в Spirited Away можно будет рассматривать в качестве памятника человеческому таланту и трудолюбию, ведь фильм рисовался без неотъемлемых нынче компьютеров и графических редакторов: каждый кадр прорабатывался вручную. Очень жаль, что «Унесенные призраками» длится всего два часа, потому что наблюдать за картинкой такого уровня попросту не может надоесть.

Тихиро (Chihiro)

Музыка

Превосходно. Восхитительно. Замечательно. При описании музыкального сопровождения так и хочется жонглировать эпитетами. Им занимался известный японский композитор Дзё Хисаиси. Музыка была исполнена новым Японским филармоническим оркестром. В который раз убеждаюсь, что музыкальное сопровождение, исполненное на классических инструментах, является беспроигрышным вариантом. Благодаря музыке вы в полной мере окунаетесь в сказочный мир, придуманный Миядзаки. Вы как будто стоите рядом с Тихиро: вместе с ней испытываете напряжение от незнакомой обстановки; вместе с ней летите на драконе на безумной скорости; вместе с ней задерживаете дыхание и дрожите от страха. Столь натуральный эффект погружения возможен только при высшем уровне музыки, и Spirited Away в этом плане устанавливает планку качества. Студия Ghibli традиционно уделяет колоссальное внимание проработанности музыкального сопровождения, вплоть до мельчайших звуков, ведь только тогда зритель сможет полностью синхронизироваться с персонажами и прочувствовать всю красоту рассказываемой истории.

Дух редьки

Оценки


Персонажи — 10.0. Набор персонажей действительно роскошен, начиная с главных героев, и заканчивая россыпью второстепенных персонажей.

Сюжет — 9.0. Очень добрая, захватывающая и глубокая история, в которой, однако, можно найти небольшие огрехи. Их наличие я бы списал на сокращенную длину фильма.

Рисовка — 10.0. Бесподобная рисовка, которая и спустя пятнадцать лет выглядит потрясающе. Невероятная проработанность изображения.

Музыка — 10.0. Студия Гибли всегда отличается высочайшим качеством музыкального сопровождения, и Spirited Away является тому живым подтверждением.


Дракон Хаку

Заключение

«Унесенные призраками» занимает особое место не только в мире японской анимации, но и мировом кинематографе в целом. Если по каким-то причинам вы до сих пор не познакомились со столь замечательной сказкой для детей и взрослых, то вам просто необходимо исправить сей досадный пробел. Да даже если смотрели — всегда можно пересмотреть снова, ведь чем больше смотришь Spirited Away, тем больше замечаешь различных мелких деталей и мыслей, на которые прежде не обращал внимания. «Унесенные призраками» — это шедевр с большой буквы. Смотреть обязательно!

10.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор на аниме Sen to Chihiro no Kamikakushi («Spirited Away», «Унесённые призраками») was last modified: Август 20th, 2016 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.