Обзор аниме Ookami Kodomo no Ame to Yuki («Волчьи дети Амэ и Юки», «Wolf Children»)

Хана с детьми

Долгое время я хотел сделать данный обзор одним из юбилейных, однако в конце концов решил не тянуть резину. На этот раз я хочу рассказать про очень популярный и любимый фанатами по всему миру фильм про смелую девушку, решившую в одиночку воспитать двух непоседливых детей. Которые, помимо прочего, умеют перевоплощаться в волков… Это будет обзор на, пожалуй, самое известное творение знаменитого режиссера Хосода Мамору (Hosoda Mamoru) – полнометражный фильм Ookami Kodomo no Ame to Yuki («Волчьи дети Амэ и Юки», «Wolf Children»).

Ookami Kodomo no Ame to Yuki

Краткие сведения

Ookami Kodomo no Ame to Yuki – полнометражный аниме-фильм, выпущенный студией Studio Chizu в 2012 году. Длительность фильма составила сто восемнадцать минут, в основу положен оригинальный сценарий. В роли сценариста и режиссера выступил Хосода Мамору (Hosoda Mamoru). Аниме было очень тепло воспринято критиками и удостоилось калейдоскопа престижных наград на кинофестивалях по всему миру.

Хана (Hana) – девятнадцатилетняя девушка-студентка. Она ведет размеренную городскую жизнь – ничего особенного. Но однажды на лекции она замечает симпатичного парня, который одним из немногих внимательно слушал лектора и делал пометки. Хана предпринимает попытки познакомиться, но незнакомец реагирует на них отстраненно. Однако, мало-помалу, Хане удается сблизиться с ним, и вот она и Ооками (Ookami) начинают ходить вечерами на свидания. Проходит какое-то время, и он решает открыть Хане свой секрет: оказывается, на самом деле он получеловек-полуволк, единственный в своём роде. Впрочем, любовь Ханы так просто не сломить, и вскоре они становятся мужем и женой. А затем у них рождается пара детей – мальчик и девочка, которых они назвали Амэ и Юки. Вот только счастье длилось недолго: одним дождливым днем Ооками ушел на охоту и не вернулся. Как вскоре узнала Хана, он погиб. И тогда она приняла решение, что во что бы то ни стало воспитает своих детей…

Юки

Начнем обзор с рассмотрения нескольких любопытных фактов, связанных с фильмом.

  • Мамору Хосода решил взяться за создание Ookami Kodomo no Ame to Yuki после того, как на вопрос «Каково это – растить детей?» один из его знакомых ответил «Всё равно, что жить с монстром или диким зверем».
  • Имена Амэ и Юки в переводе с японского означают «дождь» и «снег». Что любопытно, оба персонажа были рождены, а также выбирают свой дальнейший жизненный путь именно в сценах с дождем и снегом.
  • Актеры оригинальной озвучки, подарившие голоса юным Юки и Амэ, были 9 и 7 лет от роду. Распространенная практика, но всё равно любопытно.
  • Ookami Kodomo no Ame to Yuki – это первая работа студии Studio Chizu. По сути, студия была основана специально для создания данного фильма.
  • На момент написания обзора фильм занимал почетное 37 место по оценке и 147 место по популярности на MAL.

Цветы

Персонажи

С точки зрения персонажей в Ookami Kodomo no Ame to Yuki нет ничего сверхъестественного: их немного, но они четко выполняют свои задачи. Так, Хана (Hana) отлично справляется с ролью одинокой матери – доброй, хрупкой, но при этом готовой ради счастья детей преодолеть любые трудности на своем пути. И пускай периодически во время просмотра возникает желание схватиться за голову и возопить «какого черта ты делаешь!?», но в общем и целом Хана выглядит вполне адекватно и реалистично – в её существование веришь и ближе к середине фильма даже начинаешь сопереживать. Не менее удачно получились её дети — Амэ (Ame) и Юки (Yuki), которые оказались милыми в начале и гармонично взрослеющими в конце. У японцев вообще никаких проблем с созданием приятных детских персонажей обычно не возникает, и Ookami Kodomo no Ame to Yuki не стало исключением.

Хана

Из второстепенных персонажей отмечать особо и некого. С лучшей стороны раскрывается разве что дедушка Нирасаки (Nirasaki), который своей сварливостью не может не вызвать улыбку на лице. Еще одним любопытным персонажем, появляющимся совсем ненадолго, мне показался лис, которого Амэ прозвал Сэнсеем. Ни одной фразы, однако с его помощью режиссер наглядно показывает красоту дикой природы и важность бережного к ней отношения. Экология – это вообще одна из любимых тем японских режиссеров… Впрочем, вернемся к персонажам. С худшей стороны можно отметить оборотня Ооками (Ookami), с которым Хана начинает встречаться. Просто потому, что про него совершенно ничего неизвестно. Ну да, он оборотень. Ну да, у него трудное прошлое. Ну и что? С тем же успехом можно сопереживать камню, лежащему на дне реки – с точки зрения выразительности они находятся на одном с Ооками уровне.

Хана и вечер

Сюжет

Начну с того, что я очень, повторюсь – очень, не люблю сравнивать работы каких-либо режиссеров с работами Хаяо Миядзаки. Как минимум потому, что этим приемом пользуются практически все маркетологи, продвигающие аниме менее известных режиссеров на Западе, что меня немало раздражает. Так, Макото Синкай (Makoto Shinkai) у них превратился в «нового» Миядзаки, Хиромаса Йонебаяши (Hiromasa Yonebayashi) – в «ученика» Миядзаки, а работы, совсем не похожие на произведения студии Ghibli, определенно должны понравиться любителям Миядзаки. И это лишь характеристики, услышанные мной за последний год. Понятно, что использование подобных приемов – это вынужденная мера, потому что она позволяет лучше продавать аниме на слабо знакомом с ним рынке, но оттого не менее раздражающая. Однако в случае с Ookami Kodomo no Ame to Yuki даже я не могу удержаться и не провести параллели. Всем известно, что Миядзаки в своих работах очень любит завуалированно поднимать актуальные социальные вопросы, пряча их за личиной добрых и ярких историй. За примерами далеко ходить не надо: так, Sen to Chihiro no Kamikakushi – это одна большая метафора, в каждой значительной сцене которой есть скрытый режиссером смысл. Так и в Ookami Kodomo no Ame to Yuki Хосода Мамору мастерски смог совместить житейскую повседневность с элементами японской мифологии и различными социальными проблемами современности, да так, чтобы всё это великолепие не перекрывало друг друга и не вызывало у зрителя когнитивного диссонанса.

Фурри

Успех смысловой составляющей Ookami Kodomo no Ame to Yuki стоит на трех китах. Первый — это, конечно же, материнская любовь. То, как Хана ради своих детей, по сути, плюнула на своё будущее, бросив учебу в университете и городскую жизнь, и решила во что бы то ни стало воспитать их. И мало того, что растить двух непослушных детей – это куда как непростая задача, так их еще и скрывать необходимо. Однако Хана не дрогнула и на протяжении всего фильма ни разу не пожаловалась на свою судьбу, что не может не восхищать. Второй – это демонстрация непростой деревенской жизни и принципа взаимовыручки, без которого человек попросту не выживет. Всё это прекрасно показано в сценах, где Хана пытается сама выращивать овощи. И, наконец, третий – это взросление детей и их поиск жизненного пути. Собственно, в этом и заключается кульминационная часть фильма. Взросление Амэ и Юки, кстати, роскошно показано в лучшей сцене Ookami Kodomo no Ame to Yuki, где всего за тридцать секунд в школьном коридоре пролетает несколько лет.

Сенсей

Но, к сожалению, фильм состоит не только из достоинств. Теперь перейдем к недостаткам, первым из которых я бы назвал завязку истории. Завязка, в которой кроется секрет успеха практически любого произведения, ведь именно от неё зависит, насколько сильно зритель заинтересуется историей и будет ли сопереживать персонажам. В Ookami Kodomo no Ame to Yuki, к сожалению, успешной я её не назову. Встреча Ханы и Ооками и зарождение их чувств показаны максимально скомкано. С одной стороны, это позволило быстрее перейти к другим, вероятно более важным частям сюжетной линии, а с другой сильно помешало воспринимать протагонистов всерьез. Почему? Да потому что за пятнадцать минут экранного времени они пару раз встречаются в университете, особо не разговаривая, пару раз ходят на прогулку, один раз он показывает свою личность и они сразу переходят к совокуплению. И вот какие чувства должны были у меня возникнуть от наблюдения за чем-то подобным? Восторг? Умиление? Разве что недоумение. Я лишь понял, что главная героиня фанатеет от фурри, но уж никак от этого не проникнулся к ней и её партнеру симпатией. А потом он просто берет и умирает – класс, ничего не скажешь.

Ооками

Не меньшее недоумение у меня вызвала концовка, точнее последние двадцать минут фильма. Итак, авансцена:

Минутка спойлеров
Надвигается тайфун. Хане необходимо съездить в школу, чтобы забрать оттуда дочь. Но вдруг её сын, который многократно ходил в горы и знает там каждую тропу, решает, что ему пора уходить из дома. Как же поступает Хана? Вместо того, чтобы спокойно съездить за дочкой, застрявшей в школе, и забрать её домой, она лезет в горы, которые не знает, сталкивается с медведем, падает с холма и лежит в полуотключке. И вот сидишь ты, и думаешь: «Сейчас произойдет что-то важное!» А в итоге она оказывается на асфальте, смотрит на уходящего в те же самые горы сына, и решает, что всё нормально. То есть до этого, когда дочь ждала её в школе, уход сына Хане казался неправильным, а теперь, когда она полежала на асфальте, всё вдруг стало хорошо? Действительно, ему же уже десять лет!

Да и в целом, концовка фильма оставила во мне какое-то чувство недосказанности. Не то приятное чувство, когда ты можешь самостоятельно поразмышлять о дальнейшей судьбе героев; скорее то чувство, которое остается от песни, в которой не прозвучали несколько последних аккордов, столь важных для закономерного её завершения.

Минутка спойлеров
Ну пошла Юки в школу. Ну пошел Амэ в лес. И это всё? Где, черт возьми, завершение? Герои выбрали свой путь, а дальше будь что будет?

Я понимаю, что подобные смысловые шероховатости кто-то назовет мелочами, и скажет, что я придираюсь, и что ими можно пренебречь из-за многочисленных достоинств фильма. И, пожалуй, окажется прав, ведь плюсов в Ookami Kodomo no Ame to Yuki больше, чем минусов. Но именно мелкие сюжетные недоработки и допущения, накапливаясь, так и не позволили мне в полной мере насладиться просмотром. Как будто противный карлик сидел на плече и нашептывал всякие гадости вроде «а вот тут нелогично!» или «какого черта она это делает?». Именно подобные мелкие недоработки не позволили Ookami Kodomo no Ame to Yuki в моих глазах превратиться в выдающееся произведение, я уж не говорю про шедевр. По той же причине я не смог прочувствовать трогательных моментов, которых в фильме оказалось совсем немного (что особенно удивляет после чтения отзывов, где люди пишут, что они рыдали на протяжении большей части фильма…).

Нирасаки (Nirasaki)

Рисовка

Визуальная составляющая фильма получилась роскошной. Даже спустя шесть лет после релиза, Ookami Kodomo no Ame to Yuki во всех отношениях выглядит потрясающе. Шикарные фоновые изображения, в которых с поразительной тщательностью прорисована каждая деталь. Великолепные пейзажи, позволяющие прочувствовать японские просторы во всей их необъемлимости. Очень плавная анимация, по которой я так соскучился за просмотром различных сериалов. И с легкостью запоминающийся дизайн персонажей – в особенности Амэ и Юки, а также их переходы из человеческой формы в животную и наоборот. Единственное, что поначалу смущало – это форма лиц персонажей и их невысокая степень проработки, однако со временем к этому привыкаешь, да и с выражением эмоций они вполне справляются.

На прогулке

Музыка

Музыка является одной из сильных черт Ookami Kodomo no Ame to Yuki. В качестве композитора выступил Масакацу Такаги (Masakatsu Takagi), который успешно смог создать нечто очень красивое и подходящее фильму по духу и атмосфере. От саундтрека так и веет бескрайними просторами, деревенскими полями, тихими лесами, дождем и снегом. В общем, простой и мирной жизнью. Всё-таки симфоническая музыка с точки зрения передачи эмоций была, есть и будет самым выразительным средством, которым многие композиторы умело пользуются – и это прекрасно. Отдельно хочется отметить красивую вокальную композицию Okaasan no Uta в исполнении Ann Sally, выступившую в роли эндинга. Колыбельная как нельзя лучше соответствует роли главной песни фильма.

На огороде

Оценки


Персонажи – 8.0. Приятные и вполне натуральные главные герои.

Сюжет – 7.0. Простая и прямолинейная история без каких-либо неожиданностей. Где-то размазанная, а где-то — излишне форсированная

Рисовка – 9.5. Роскошные пейзажи и фоновые изображения. Дизайн персонажей на любителя, но к нему привыкаешь.

Музыка – 9.0. Прекрасный симфонический саундтрек.


Благодарность

Заключение

Просмотр Ookami Kodomo no Ame to Yuki в моем случае оставил ощущение «умеренного удовлетворения». Начитавшись положительных отзывов и насмотревшись на высокие оценки крупных рейтингов, я был готов увидеть нечто во всех отношениях выдающееся, вероятно даже шедевр, но никак не столь простую, житейскую историю, пускай и со вкраплениями японской мифологии и фантастики. Именно поэтому я самую малость разочарован. И во всём, как обычно, виноваты завышенные ожидания. Уверен, ничего не зная про Ookami Kodomo no Ame to Yuki перед началом просмотра, я бы получил от него куда большее удовольствие. А так… так я увидел приятную, красивую, местами даже трогательную, но простую и не отшлифованную историю со слабым началом и оборванным концом. И меня не отпускает чувство, что при более удачно расставленных акцентах из данного сюжета получилось бы нечто лучшее. Что-то, что соответствовало бы роскошной музыке и графике. Я получил свою дозу эстетического удовольствия, но определенно не ту, на которую рассчитывал.

8.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Ookami Kodomo no Ame to Yuki («Волчьи дети Амэ и Юки», «Wolf Children») was last modified: 18 сентября, 2018 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.