Обзор аниме Suzumiya Haruhi no Shoushitsu («Исчезновение Харухи Судзумии», «The Disappearance of Haruhi Suzumiya»)

Кён на крыше

Близится новый год. Есть в моей жизни несколько традиций, которые имеют свои корни в далеком детстве. К примеру, если зимой я заболевал и не шел в школу, я неизменно начинал проходить кампанию за орков в Warcraft 2 на своей любимой PS1. Не так давно к этой традиции добавилась еще одна — каждый год в декабре я стараюсь пересматривать одно полнометражное аниме, которое навсегда останется в моей памяти и никогда не надоест. Я говорю про Suzumiya Haruhi no Shoushitsu («Исчезновение Харухи Судзумии», «The Disappearance of Haruhi Suzumiya»). В текущем обзоре я попробую проанализировать ту бурю эмоций, которую и по сей день вызывает у меня просмотр этого невероятного аниме, и разложить все по полочкам.

The Disappearance of Haruhi Suzumiya

Краткие сведения

Как сейчас помню: после окончания просмотра первого сезона «Меланхолии Харухи Судзумии» я был немного подавлен. Мне было безумно обидно от того, что столь хорошее аниме состоит всего из 14 серий, ведь именно оно открыло для меня прекрасный мир японской анимации. Но меня ожидал приятный сюрприз — я узнал о существовании второго сезона. Однако от просмотра остались двойственные чувства: вроде как и хорошо, что он есть, но с другой стороны мне казалось, что меня обманули. Поэтому, увидев, что по вселенной Харухи Судзумии был выпущен полнометражный фильм, я не преисполнился энтузиазмом. Но, как сказал один известный гном: «Я еще никогда так не ошибался». Прошло уже много лет, но я до сих пор каждый год пересматриваю «Исчезновение Харухи Судзумии».

Команда SOS снова вместе

Исчезновение Харухи Судзумии — это полнометражный фильм, который был выпущен в 2010 году студией Kyoto Animation. Фильм был снят на основе четвертого тома ранобэ про Харухи, и длится аж 163 минуты (грубо говоря — почти три часа). Он является продолжением истории, рассказанной в «Меланхолии Харухи Судзумии», поэтому перед просмотром я рекомендую вам сначала посмотреть/пересмотреть оба сезона сериала. Иначе некоторые моменты фильма могут оказаться не совсем понятными. Ах да, и смотреть фильм рекомендую в озвучке Reanimedia, ребята проделали невероятную работу. Это единственный случай, когда я могу с уверенностью сказать, что русская локализация на уровне, а может быть даже и лучше японской.

Типичное утро Кёна

Фильм повествует нам историю о том, как в один холодный декабрьский день мир изменился. Нет, вы не подумайте — внешне он выглядит как раньше. Однако, придя в школу, Кён обнаружил, что половина класса болеет, хотя еще вчера все были здоровыми. Более того, на месте Харухи теперь сидит откуда не возьмись взявшаяся Рёко Асакура, а про существование Харухи никто и не слышал вовсе! Что за ерунда… Еще и Микуру делает вид, что не знает Кёна. А Юки ведет себя не как робот, а как обычная скромная школьница. Класс Коидзуми и вовсе пропал. Одни вопросы, никаких ответов. Как точно подметил Кён: «Если это чья-то атака на мой разум — она более чем успешна».

О боже, у меня есть рука!!!

Во всем, буквально в каждом атрибуте фильма виден прогресс над уровнем сериала. «Исчезновение Харухи Судзумии» наглядно показывает на своём примере, как надо проводить работу над ошибками. Взяв всё лучшее от сериала, и отбросив всё лишнее, Kyoto Animation смогли создать творение, близкое к статусу идеального. Давайте рассмотрим всё по порядку.

Юки и пространство

Персонажи

Начнем с персонажей. Характеры стали глубже, поменялось количество экранного времени, посвященного каждому герою. В полнометражном фильме акцент с Харухи перенесся на Кёна и Юки. Убрали некоторых второстепенных персонажей, которые значительной роли не играли, и были бы только лишними. И конечно же, характеры героев раскрылись совсем под другим ракурсом. Этому в первую очередь поспособствовали сущности героев из параллельного мира. Мне всегда было любопытно, какими бы были Юки, Микуру и Харухи, живи они в реальном мире. Что ж, я в полной мере получил ответ на свой вопрос.


Кён и Сямисен

Кён. Если в «Меланхолии Харухи Судзумии» можно было задаться вопросом: «А кто же на самом деле главный герой — Харухи или Кён?», то в фильме такого вопроса не возникает. Если у некоторых зрителей Харухи может вызывать раздражение своим дерзким поведением, то со здравым смыслом Кёна не согласиться могут лишь единицы. Заметив это, Kyoto Animation приняли очень правильное решение — в Исчезновении Харухи Судзумии Кёну принадлежит почти всё экранное время. Именно он настоящий главный герой, именно от него зависит будущее мира, именно он решает, как будет развиваться сюжет. И каждое его решение кажется верным. Я бы на его месте действовал точно так же. Возникает ощущение, что бог — это не Харухи, не Юки, а всего лишь простой человек в лице Кёна. Не нужно быть путешественником из будущего, экстрасенсом или инопланетянином, чтобы влиять на свою судьбу.

Кён в безнадёге

Еще одна истина, с которой столкнулся Кён, выражается следующей популярной фразой: «Ты не ценишь того, что имеешь, до тех пор, пока не потеряешь». Кён прочувствовал это на своей шкуре. В фильме есть очень любопытный монолог в его исполнении: «Как вам такой пример. Допустим, жил был где-то несчастный человек. И вот однажды он просыпается, открывает глаза, и видит, что все вокруг разом изменилось. Мир стал настолько прекрасным, что даже слово утопия не подходит. Нет больше у человека бед и несчастий. Будто за одну ночь он из ада был перенесен прямо в рай. Но не по своей воле — его привел туда кто-то неизвестный, но кто это может быть в этом мире не знает ни одна живая душа. И вот, он живет, не зная, кому обязан таким счастьем и не понимая, почему. А теперь вопрос — будет ли счастлив наш бедняга. Должен ли? Сможет ли?» Ворчливому и недовольному своей жизнью, судьба подбрасывает Кёну то, о чем он мечтал — спокойный и совершенно обыкновенный мир. Стал ли он счастливым? Ответ очевиден.

Кён с любимым шарфом на улице

Наиболее любопытным кажется даже не тот факт, что Кён не захотел мириться с новым миром. Самым интересным мне показался предоставленный выбор. У любого человека всегда есть выбор: плыть по течению и находиться в своей зоне комфорта, или же, преодолевая трудности, стремиться поменять свою жизнь. И судьба поставила перед таким выбором Кёна: или ты остаешься в новом мире, в котором нет ничего необычного, или же, пройдя через череду неудобных ситуаций и унижение, ты можешь получить возможность вернуться к старому миру, на который ты раньше ругался. При этом никто не говорит, что новый мир хуже предыдущего, ведь в нем есть и Харухи, и Юки, и Микуру. Просто они другие.

Стань честным самим с собой!

Несмотря на это, Кён решил действовать. Ему пришлось преодолеть немало трудностей, когда казалось бы — проще смириться. Ты же так не любил прошлый мир, ты постоянно ходил угрюмым и ругался на затеи Харухи. Немалых усилий стоит обычному человеку преодоление страха. Это наиболее здорово показано в момент, когда Кён колеблется перед тем, как подойти к Харухи из другого мира. Но он смог побороть себя. Так и любой человек в этом мире оказывается в ситуации, когда надо преодолеть себя и сделать шаг вперед. Плыть по течению, или бороться: выбор есть всегда. Кён этот нелегкий выбор сделал, и взял судьбу в свои руки. Из наблюдателя он превратился в творца, к чему ненавязчиво призывает всех зрителей. Вполне благородный призыв, и если он достиг хотя бы одного человека, значит аниме было создано не зря.


Мимими Харухи

Про Кёна поговорили, пора переходить к Харухи. Её экранного времени стало поменьше, однако это не значит, что она потеряла своей важности для вселенной. Коидзуми отмечает, что после встречи с Кёном она сильно изменилась: стала веселее, улыбается каждый день, и что замкнутые пространства по её вине возникают лишь во время сна. Действительно, в первой части фильма улыбка не слезает с лица Харухи.

Параллельная Харухи

А теперь давайте обратим внимание на Харухи из параллельной вселенной. Она выказывает презрение этому скучному миру, и оживляется лишь после того, как Кён рассказывает ей о её интересной жизни в параллельном мире. Что это значит? А это значит то, что не нужно обладать сверхъестественными способностями чтобы искать необычное в повседневной жизни. Не нужно быть богом, чтобы получать от своей жизни удовольствие. Всё зависит лишь от тебя. Если ты захочешь — у тебя будет интересная и насыщенная жизнь. Главное верить в себя. Харухи произносит отличную фразу: «Мечты должны начинаться с веры, иначе никак нельзя. Иначе даже то, что могло бы сбыться — не сбудется».

Ведь это же ТАК ИНТЕРЕСНО


Микуру перестала быть пародией на человека. Та паника, осознание того, что она никак не может помочь Кёну, лежащему на земле — всё это оказалось на удивление трогательным. Из моэ-персонажа она превратилась в нечто большее. В общем, Микуру из фильма мне понравилась куда больше, чем Микуру из сериала. Пусть ей и не дали много экранного времени.

Микуру


Коидзуми по сути кем был, тем и остался. ОЯШ он и в Африке ОЯШ. Но теперь ему отводится куда меньшая роль, за что хочется сказать спасибо. Ах да, еще из педика он превратился в нормального человека, хоть какой-то прогресс.


Обычная школьница Юки

И, наконец, Юки Нагато. Юки в фильме уделили намного больше внимания, чем в сериале. Обе её сущности абсолютно непохожи друг на друга, что делает девочку-снежинку еще более интересной. Если Юки из мира фантастики — это всесильный искусственный интеллект, страдающий от ошибок, называемых «чувствами», то Юки из обычного мира — это просто скромная девочка из литературного кружка. Интересно, если бы решал не Кён, а Юки — какой бы мир выбрала она? Неужели искусственный интеллект мог захотеть стать обычным человеком? Этот вопрос поднимается в фильме, но однозначного ответа нам не дают.

Девочка-снежинка

Только Кён смог понять, что Юки уже давно является не просто искусственным интеллектом. Что она обладает своей волей и чувствами. Встреча с Юки из обычного мира еще сильнее убедила в этом Кёна. Как порой может поразить самая обычная улыбка… Юки — это не просто искусственный интеллект. Она уже давно стала полноценным членом команды SOS и настоящим другом. И похрен, что она не человек. Все мы не идеальны. Именно это пытается донести Кён, произнося свой монолог на крыше. Умеет же он подбирать слова, однако!

Ночной город


Сюжет

Итак, характеры стали глубже, акценты поменялись, философии прибавилось. А как насчет сюжета? Сюжет первоклассный. В нем есть ярко выраженные пролог, завязка, развитие действие, кульминация и развязка. Kyoto Animation показали, что они умеют снимать качественные полнометражные фильмы. Я ни на секунду не задумывался о том, что мне скучно смотреть. Как только действие чуть притормаживает — и бац, происходит что-то интересное. То Кён находит какую-то зацепку, то снова упирается в загадку. Всё аниме буквально пронизано атмосферой таинственности и напряженности. Акцент с юмора переместился на драму. Аниме стало более взрослым по отношению к сериалу. В общем, решение выбрать четвертый том ранобэ в качестве сюжета для полнометражного фильма было верным.

У всех есть выбор

Рисовка

Тут даже самый невнимательный зритель увидит разницу. Картинка выглядит потрясающе, налицо прогресс относительно сериала. Пол-фильма можно растаскивать на обои для рабочего стола. На скриншотах всё очень хорошо видно.

Музыка

Превосходна, восхитительна, разнообразна. Я могу еще долго жонглировать эпитетами, но проще просто взять и послушать.

Минутка размышлений

Что мне показалось наиболее ценным — так это глубинный смысл, заложенный в фильм. В сериале вы должны серьезно постараться, чтобы найти хоть какие-то философские идеи (кроме, пожалуй, монолога Харухи на железнодорожном переходе — он шикарен). В фильме же всё гораздо интереснее. Кён произносит как минимум три монолога, достойных внимания. Первый я уже приводил раньше, о человеке, попавшем в лучший мир. Второй — это разговор Кёна с самим собой, в котором он признает, что ему нравилась безбашенная жизнь с Харухи. И третий — разговор с Юки на крыше. Впрочем, тут и помимо рассуждений Кёна есть над чем поразмыслить. Это то, за что я любил сериал, и это то, за что я еще больше люблю фильм.

Просто небо

И последнее, что я хочу отдельно отметить — это мотивация, остающаяся после просмотра. Я всегда считал, что именно в этом заключается задача искусства: оно должно делать человека лучше. Исчезновение Харухи Судзумии действительно мотивирует жить полной жизнью, и призывает ценить каждый её момент. Кён из зрителя превращается в творца, и призывает каждого последовать его примеру. У меня после просмотра всегда прибавляется жизненной энергии и стремления идти вперед с высоко поднятой головой. Если уж Кён смог изменить судьбу, то чем я хуже? :)

Ёлочка же, ёлочка!

Оценки

Оценки не требуют комментариев. Исчезновение Харухи Судзумии — это роскошное аниме.


Персонажи — 10.0.

Сюжет — 10.0.

Рисовка — 10.0.

Музыка — 10.0.

Рассуждения Кёна — 10.0.

Общая атмосфера — 10.0.


Юки и Кён на крыше в аниме Исчезновение Харухи Судзумии

Заключение

Вывод: смотрел, смотрю, и буду пересматривать еще неоднократно. И сильно завидую тем, кто еще ни разу не смотрел это восхитительное творение Kyoto Animation. Исчезновение Харухи Судзумии является одним из лучших аниме, что я видел. Поэтому, если вы еще не смотрели фильм — вы везунчик, как раз Новый год близится. Всем добра, и да пребудет с вами Харухи!

Все будет хорошо.

10.0/10

Rudean, special for AwesomeReviews.ru

Обзор аниме Suzumiya Haruhi no Shoushitsu («Исчезновение Харухи Судзумии», «The Disappearance of Haruhi Suzumiya») was last modified: 9 марта, 2020 by Rudean

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите CAPTCHA: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.